Список форумов Клуб Льеж Клуб Льеж
Живая история. 1465-1468 гг.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Цвета в среднековье

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Клуб Льеж -> Общий форум
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Rotger
Ротгер, просто Ротгер


Зарегистрирован: 01.06.2004
Сообщения: 675
Откуда: КИР "Льеж", Москва

СообщениеДобавлено: Вс Фев 06, 2005 3:55 pm    Заголовок сообщения: Цвета в среднековье Ответить с цитатой

Несколько подправленный вариант статьи:

Цвета в Средневековье.
XIII-XIV вв.
Цвет черный.


В задачи данной статьи не входит детальное рассмотрение распространенности и символической нагрузки всей той богатой цветовой гаммы, которая использовалась в цивильной одежде горожан в эпоху средневековья. Я бы хотел заострить внимание читателя, в первую очередь, на проблеме использования черного цвета в немонашеских костюмах (с клириками и так все понятно). К сожалению, в реконструкторской среде сформировалось мнение, что черный цвет считался мрачным, траурным, и как следствие был явно не в моде. Как мне кажется, подобное мнение является несколько ошибочным и, в основном, порождено современным мировоззрением. В своей статье я попытаюсь если не опровергнуть, то, по крайней мере, пошатнуть это устоявшееся мнение. Я ни в коем разе не хочу сказать, что применение столь широкой яркой цветовой гаммы, имеющее, как бы то ни было, под собой мощный базис в виде комплекса изобразительных источников, является ошибочным или неверным. Я лишь считаю, что наравне с такими популярными цветами, как красный, желтый, зеленый, коричневый, можно поставить и менее популярный черный, имеющий все-таки право на существование.

В первую очередь, обратимся к изобразительным источникам, как самым наглядным и наиболее убедительным. Пожалуй, самым ярким подтверждением в пользу правомерности использования черного цвета является манускрипт Cantigas de Santa Maria, созданный во второй половине 13 века в Испании при дворе короля Альфонса X (1221 -1284). Бытует мнение, что, будучи человеком талантливым, монарх, при дворе которого состояло большое количество трубадуров, лично принимал участие в создании этого средневекового сборника песен. Помимо этой особенности, данный манускрипт является в своем роде уникальным, и примечателен он тем, что в нем все музыканты изображены в одеждах красно-черных тонов. В этом труде собраны как песни светского характера, так и церковной гимны, причем последние явно в меньшинстве. Наличие песен религиозного характера не позволяет однозначно высказаться в пользу светскости черных одеяний, однако присутствие на тех же миниатюрах костюмов красного цвета ставит под сомнение и предположение о принадлежности данных музыкантов к монашеской братии. Просматривая манускрипт, нельзя не обратить внимание на то, что почти на всех его миниатюрах черный цвет в той или иной степени присущ каждому костюму: шоссы, котты, сюрко, плащи, даже шапероны выполнены этим цветом. Причем, что самое примечательное, глубина оттенка так же варьируется: от темно-синего, почти серого, до глубокого черного цвета. Наличие на одной и той же миниатюре двух различных оттенков черного не позволяет сделать предположение о выцветании красок, и служит прямым подтверждением основного замысла художника – передать разницу в глубине оттенков черного цвета.

Кроме того, черный цвет встречается и на миниатюрах таких общеизвестных трудов, как "Библия Мациевского", "Манесский Кодекс" и "Роман об Александре". Но, как правило, это либо шоссы, либо сюрко.

здесь идут старые миниатюрки, которые уже были использованы.

Также косвенным подтверждением "в защиту" черного цвета может служить и знаменитая "Песнь о нибелунгах", записанная в начале 13 века германским автором. Эпизод со сборами Гунтера и Зигфрида в путешествие в Исландию за Брюнхильдой. Вот как автор описывает работу мастериц над одеждой путников:

Цитата:
365. Казался слишком дешев ей даже горностай
Для тех, кто за невестой в заморский ехал край.
Для них был выбран бархат чернее, чем агат.
И в наши дни украсил бы бойца такой наряд!
(перевод Ю.Корнеева)


Как мы видим, для автора является нормальным тот факт, что рыцари будут красоваться в одеждах черного цвета. Вполне очевидно, что институт использования черного цвета в светских костюмах существовал и данный цвет отнюдь не был траурным (Гунтер все-таки ехал свататься, а не на похороны).

Кроме того, среди рецептов натуральных красителей, записанных в Иннсбрукском манускрипте 14 века, фигурирует и черный цвет. В этом труде даже затрагивается проблема различных его оттенков:

Цитата:
Возьми скорлупу зеленых орехов и разотри ее, и дай ей гнить в (каменном?) горшке семь дней, и так получишь черную краску.
Если кто-то хочет сделать черную краску, то он должен взять дубовые чернильные орешки и растереть их, и добавить туда квасцы и умело вскипятить их с квасцами и мочой, и этим красить; если он хочет сделать более темным, то должен добавить еще черной краски.

Скорее всего использовалась скорлупа черного ореха, известная как темно-коричневый и черный краситель. Поскольку в ореховой скорлупе присутствует танин, то для этого рецепта не требуется "закрепитель" краски. Получаемый черный цвет варьируется от насыщенного темно-коричневого до чистого черного.*


Благодатную почву в анализе излюбленной цветовой гаммы жителей средневековой Европы дают бесчисленные описания и свидетельства современников. Например, информацию о цветовых предпочтениях участников турниров и торжественных мероприятий можно почерпнуть у Сицилийского Герольда в его труде "Blason des couleurs" (фр. - Геральдика цветов - 1414). Разумеется, торжественные, парадные одеяния разнятся по своей цветовой насыщенности с повседневным платьям, однако труд Сицилийского Герольда примечателен для нас больше с точки зрения психологии цвета. Так, для него красный цвет – самый красивый (кстати, популярность данного цвета полностью подтверждается изобразительными источниками и археологическими находками), коричневый – наиболее уродливый. Зеленый цвет, как природный, имеет наибольшую привлекательность. Из сочетаний цветов он хвалит голубой с бледно-желтым, оранжевый с белым, оранжевый с розовым, розовый с белым, черный с белым и множество прочих.

Цитата:
«Черный, - говорит он, - по нынешним временам излюбленный цвет одежды, ибо это цвет самый простой. Но все им злоупотребляют».


В знаменитом труде голландского исследователя Йохана Хёйзинги «Осень средневековья» мы находим следующую характеристику вкусов позднего средневековья:

Цитата:
во второй половине 14 – 15 веке «черное, особенно черный бархат, явно знаменует гордое, мрачное величие, столь любимое этой эпохой, высокомерное обособление от веселой пестроты, которая царила вокруг. Филипп Добрый, простившись с годами своей юности, всегда одет в черное, так же как и его свита; его лошади тоже убраны черным. Цвета короля Рене, стремившегося более ревностно подчеркивать знатность и утонченность – серый, белый и черный.»


Но, конечно, самыми убедительными могут быть лишь результаты анализа археологических находок на красители. К сожалению, натуральные материалы, такие как ткань и кожа, плохо сохраняются, по сравнению с металлом, поэтому обнаружение фрагментов одежды и аксессуаров в ходе раскопок в Лондоне является событием, заслуживающим особого внимания. В книге Textiles and Clothing c.1150–c.1450, посвященной анализу найденных элементов одежды, приводятся следующие данные:

Цитата:

• Из 351 образца, подвергнутых анализу на краситель, положительный результат дали лишь 220 (63%).
• Наиболее часто встречающимся оказался крапп (краситель из марены), обычно дающий теплые кирпично-красные оттенки, а так же используемый для получения персикового, фиолетового, коричневого и желтовато-коричневого цветов. Данный краситель так же может использоваться в сочетании с другими веществами для усиления цвета или получения новых оттенков. Так, анализ 7 образцов показал, что крапп был смешан с синим красителем для получения фиолетового или черного цвета.
• Анализ двух желтых на вид образцов выявил красители, схожие по параметрам с танином, что позволяет предположит, что в момент покраски они были коричневыми или черными.
• Общий подсчет показал, что среди общего числа окрашенных тканей преобладают оттенки красного. В меньшем количестве представлены фиолетовые и синие оттенки, следом за ними идут оттенки коричневого и, возможно, черного. Однако у 37% образцов выявить краситель не удалось.


Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что черный цвет все же использовался в немонашеском костюме 13-14 веков, хотя и не был столь популярен, как цвета более теплых и радостных оттенков.

* цитируется перевод Браги Хольмгардсгоди (кир "Черный Вепрь"). Оригинал статьи лежит здесь.


Использованная литература и изобразительные источники:

1. Осень средневековья - Йохан Хёйзинга / пер. Д.В. Сильвестров, М.: Айрис-пресс, 2004.
2. Textiles and Clothing c.1150–c.1450 - Elizabeth Crowfoot, Frances Pritchard, Kay Staniland / The Boydell Press - Museum of London 2001.
3. Песнь о нибелунгах / пер. Ю. Корнеева, С-Пб.: Азбука-классика, 2002.
4. The Maciejowski Bible (середина 13в.).
5. Manesseschen Liederhandschrift (Codex Palatinus Germanicus 848 (1305-1340)).
6. Роман об Александре (1338-1340).
_________________
Кто мил богам, тот умирает в юности. - Менандр.


Последний раз редактировалось: Rotger (Пн Мар 20, 2006 12:07 pm), всего редактировалось 9 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Etienne
Настоящий француз


Зарегистрирован: 01.06.2004
Сообщения: 610
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 07, 2005 2:32 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Я бы хотел заострить внимание читателя, в первую очередь, на проблеме использования черного цвета в качестве превалирующего...
Smile
Да, статья будет интересная. Но лично я например, не уверен, что черный цвет был так уж распространен (после твоих постов на ТФ я стал приглядываться к цветам). Например, на витражах (собор в Шартре, Нотр-Дам), черный мне не попадался, даже в одеждах монахов (не думаю, что это проблема изготовления черного стекла). Что касается Cantigas, у меня есть подозрение, что это может быть темно синий цвет (либо это разница в передаче цветов монитором).
Цитата:
365. Казался слишком дешев ей даже горностай
Для тех, кто за невестой в заморский ехал край.
Для них был выбран бархат чернее, чем агат.
И в наши дни украсил бы бойца такой наряд!
Хм, а может это бархат был "был весьма дорогим и «благородным»"?
В любом случае, мне не понятно, почему черный цвет был непопулярен (или был?)? То ли это вопрос религии, то ли - сложности получения черного цвета?
Про исследование:
Цитата:
Однако, у 37% образцов выявить краситель не удалось.
А почему, не объясняется? (все-таки, 1/3 - это немало, что за ними может скрываться?)
_________________
Есть мисочные культуры, а есть - горшечные...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Rotger
Ротгер, просто Ротгер


Зарегистрирован: 01.06.2004
Сообщения: 675
Откуда: КИР "Льеж", Москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 07, 2005 1:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим, спасибо за комментарии, действительно, есть еще над чем работать, а у самого уже глаз "замылился" Smile

Цитата:
Но лично я например, не уверен, что черный цвет был так уж распространен

Я не дописал, в статье будет еще заключение-подитог. Я не настаиваю на повсеместности использования черного, я лишь излагаю свои предположения, подкрепленные материалом. Безусловно, он не был столь популярным как красный, синий и зеленый (и анализ материалов раскопок в Лондоне это подтверждают, я их не зря привел, объективности ради), я лишь пытаюсь доказать, что цивильные одежды черных цветов были в ходу, пускай и не пользовались бешенной популярностью. А "превалирующий в костюме" имеется ввиду цвет непосредственно детали костюма достаточно крупной, а не элемент, скажем, отделки; я просто неправильно выразился.

Насчет стекла, увы, я не в курсе. Но полагаю, что там несколько иная схема производства: ткань красят, закрепляют и периодически подкрашивают, ибо цвет теряется при носке и стирке, а со стеклом другая история - там (в витражах) краску добавляют непосредственно в само стекло при его производстве, если это, конечно, не просто покрашенный кисточкой кусок стекла Smile поэтому не исключаю, что там технологический процесс несколько другой. А так, черный цвет на витражах есть... был где-то у меня один ветражик с тампонами, если не ошибаюсь, но что-то я его не нашел Sad

Насчет Кантигас - да, твое подозрение имеет под собой основание. Я уже задумывался над этим и вот, что я выяснил: для изготовления чернил, применявшихся в манускриптах, использовали так называемые чернильные орешки, воду и различные соли железа. Смесь получалась серого цвета и сохраняла свой оттенок в момент нанесения на бумагу (пергамент), затем, как я полагаю, с течение времени соли железа, будучи весьма активными, как и само железо (если я правильно помню курс химиии в школе), вступали в реакцию с воздухом, в результате чего, оксидизировавшись, придавали чернилам черный оттенок. Все было бы хорошо в этой теории, если бы не сами чернильные орешки - в них содержится тот самый танин, который и дает темно-коричневый-черный цвет.

Насчет "Песни о нибелунгах" - ты прав, я не там поставил логический акцент: фишка в цвете. В том, что для германского автора было вполен логичным и как само собой разумеющееся, что бойцы носили бы одежды черных тонов. Посему я могу предположить, что все-таки светский институт ношения одежд черного цвета существовал, другое дело, что черный мог быть разных оттенков и посему мог быть одновременно и дорогим, и дешевым цветом (подтверждение этому - наличие черных сутан у монахов, котт и сюрко у тех же тампонов).

И о красителях из Лондона. Да, объяснено, привожу точную цитату, я не все переводил, только интересовавшие меня данные:

"In summary, the dyes in the textiles show a predominance of reds. Purples and blus are present in small numbers and also yellows and browns and possibly black. However, there remains the 37% in which no dye was detected. It is possible, of course, that these were originally white and undyed, yet it seems more likely that some at least were once dyed, perhaps with brazilwood (фернамбук - хоть убейте, не знаю, что это. - Ротгер Smile) or one of the yellow dyes, or even with woad (вайда - хрень какая-то Smile)."

Одним словом, цель статьи - просто систематизация всей информации об одном, обычно мало или вовсе не рассматриваемом цветев одежде - черном. Он был и использовался, пускай и редко Sad Это мое твердое убеждение. Я ни в коей мере не спикулирую информацией и не передергиваю ее, я просто основываюсь на том, что мне известно и предлагаю читателю решать самому, является ли это все убедительным или нет.
_________________
Кто мил богам, тот умирает в юности. - Менандр.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Florens
Коптильщик окороков


Зарегистрирован: 01.06.2004
Сообщения: 262
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 07, 2005 1:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Все классно и интересно, давай, оформляй, и опублекуем на сайте Wink
_________________
Лила: "Прекрасно! Мы остались без еды в двух днях от земли"
Бэндер: "Не проблема! Вы двое дерётесь насмерть, а я приготовлю проигравшего."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Etienne
Настоящий француз


Зарегистрирован: 01.06.2004
Сообщения: 610
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 07, 2005 2:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ок, согласен. На вопрос об использовании черного цвета как основного в светских одеждах можно ответить положительно. Но вот вопрос о популярности черного цвета, и тем более о его "благородности" остается открытым (если уж он и не был популярен, интересно все же узнать почему!).
Wink
_________________
Есть мисочные культуры, а есть - горшечные...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Etienne
Настоящий француз


Зарегистрирован: 01.06.2004
Сообщения: 610
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Фев 08, 2005 4:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот смотрю я Роман об Александре. И там встречается нечто похожее на черный цвет в одеждах. Точнее, там есть два оттенка (или типа) черного. Один действительно черный - это (что достаточно очевидно) текст, а также некоторые предметы, в том числе костюма (ножны, поясные сумки, пояса, обувь). Одежда же изображается менее ярким черным (но все же смею предположить, что это именно черный цвет!) - котта и шоссы.
(примеры картинок - http://image.ox.ac.uk/images/bodleian/ms.bodl.264/60r.jpg, 83r и др.). Осторожно: картинка=5Мб

Кстати о витражах. Вот ссылочка на собор в Шартре (в том числе там есть и картиночки с витражами). Правда на фр... но картиночки можно посмотреть Wink
_________________
Есть мисочные культуры, а есть - горшечные...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Rotger
Ротгер, просто Ротгер


Зарегистрирован: 01.06.2004
Сообщения: 675
Откуда: КИР "Льеж", Москва

СообщениеДобавлено: Вт Фев 08, 2005 5:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тим, супер! То что надо. Как раз два изобразительных источника - это уже что-то Wink Я не упомянул, кстати, про еще одну вещь - в БМ и ЖЭ встречаются шоссы черного цвета (явно не ботинки) на музыкантах (! - поди мода такая у них была Wink), на солдатах и иже с ними.

Гхм, кто бы еще взялся обрезать картинку, про которую говорит Тим, и скинуть мне? а то с моим дайл-апот я скопычусь раньше Embarassed
_________________
Кто мил богам, тот умирает в юности. - Менандр.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Florens
Коптильщик окороков


Зарегистрирован: 01.06.2004
Сообщения: 262
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Фев 26, 2005 6:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Все, наконец выложил на сайте.
Прошу прощения за задержку Embarassed
_________________
Лила: "Прекрасно! Мы остались без еды в двух днях от земли"
Бэндер: "Не проблема! Вы двое дерётесь насмерть, а я приготовлю проигравшего."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Клуб Льеж -> Общий форум Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB